Русская музыка в Луганске

Столетие

На прошедших в Курском музыкальном колледже XIII Свиридовских чтениях состоялось немало интересных встреч, бесед, выступлений. В частности, заслуженный деятель искусств Украины, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского (ЛГАКИ, ЛНР) Евгения Яковлевна Михалёва рассказала о русском искусстве в просветительских проектах своего вуза.

Напомним, что Луганская академия учреждена в 2002 году как высшее учебное заведение новой формации, насчитывающее около 50 специализаций на факультетах культуры, музыкального, изобразительного искусства, социокультурных коммуникаций.

Михалева1 - копия.jpg— Евгения Яковлевна, роль русского музыкального образования в целостном общекультурном развитии всегда была на Луганщине высока и приоритетна, а в наше время актуальность его только растет. Первостепенной задачей музыкального вуза является просветительство, превращающее исторически выработанные культурные ценности в достояние современного человека. Расскажите, пожалуйста, о месте русского искусства в работе академии.

— Прежде всего, начав с мирового значения русской музыки, следует обратиться к началу XIX века, когда в Париже признали сочинения Глинки, вспомним и Дебюсси, влюбленного в творчество Мусоргского. А триумфальные гастроли Чайковского в странах Европы! Уместно обратиться также к Листу, пророчески утверждавшему, что перед Россией лежит еще больше интеллектуальных горизонтов, нежели земель, нуждающихся в обработке, и что именно в России появятся открытия во всех областях науки и искусства. Пропагандируя сочинения Бородина и восхищаясь их своеобразием, великий пианист во время одной из встреч с русским композитором в Веймаре сказал: «…У вас (русских – С.М.) живая, жизненная струя; у вас будущность, а здесь кругом большей частью мертвечина». В этой связи пропаганда русской музыки приобретает особую значимость.

— В современном мире в жизни почти каждого высшего учебного заведения особое место занимают различные конкурсы и фестивали. Чаще всего им дают имена выдающихся музыкантов-земляков. Луганск в этом смысле не исключение?

— Да, в частности, фестиваль-конкурс, проводимый кафедрой специального фортепиано с 2011 года, с периодичностью один раз в два года, носит имя великого пианиста А. Зилоти, родившегося в Старобельском уезде Харьковской губернии — ныне это г. Старобельск Луганской области. Этот многочисленный форум собирает музыкантов из разных городов Украины, России, Белоруссии. Привлекательными — кроме участия солистов-пианистов — стали в этом конкурсе номинации «фортепианный ансамбль», «трио, квартеты, квинтеты», а также отсутствие возрастных ограничений, что сделало возможным пополнить ряды конкурсантов многими педагогическими камерными ансамблями.

Молодых певцов, обучающихся эстрадному вокалу, с 2007 г. собирает конкурс эстрадной песни имени М. Матусовского, родившегося и проживавшего до Великой Отечественной войны в Луганске. Поэту установлен в Луганске памятник. Приоритетное значение в этом конкурсе имеют песни, созданные на его стихи, представляющие классику жанра, отличающиеся высоким моральным, патриотическим статусом. Для некоторых победителей конкурс стал стартом в признании. В их числе А. Моисеева — финалистка проекта «Молодые поют джаз» И. Бутмана, четвертьфиналистка программы Первого канала российского телевидения «Голос-5», в настоящее время талантливая исполнительница является солисткой московской группы «A capella express».

— Насколько можно судить, размах концертной деятельности факультета музыкального искусства позволяет по содержанию и форме назвать ее филармонической.

— В самом деле, здесь и лекции-концерты для учащихся школ искусств детской филармонии «Ровесник», и симфонические вечера, и камерные концерты в музыкальной гостиной «Удивительное рядом», и образовательные программы творческого центра «Красная площадь, 7». В данной связи исключительное значение приобретают фестивали, приуроченные к юбилеям русских композиторов.

Важную веху в просветительской деятельности академии открыл еще в 2006 году международный фестиваль «Я тысячами душ живу в сердцах», посвященный 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. Его организаторов и участников из России, Украины, Китая, Сербии, США приветствовали И.А. Шостакович, Союз композиторов Санкт-Петербурга, Союз композиторов Москвы, Национальный Союз композиторов Украины. Этот праздник музыки, проходивший с 25 ноября по 5 декабря, включал 14 концертов с уникальными программами.

Следующей акцией, организованной кафедрой теории и истории музыки, явились международный фестиваль симфонической, оперной, камерной и хоровой музыки, конференция «Чайковский в пространстве и времени», посвященные 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, проходившие 20–23 апреля 2015 года.

Сегодня в Луганске музыка русского гения служит осуществлению предназначения ее создателя — быть «утешением и подпорой».

Кульминацией фестиваля стал концерт-спектакль по опере «Евгений Онегин» Чайковского в постановке заслуженного работника культуры Украины профессора В. Сагана. Неординарным явлением предстал концерт «Дети играют, поют и танцуют Чайковского» — с юными ведущими, танцем феи Драже из балета «Щелкунчик», «Баркаролой» в исполнении студентов кафедры хореографического искусства в постановке И. Гуляевой. Тепло принял зал победителей республиканского конкурса пианистов учащихся ДШИ и ДМШ Луганска, Алчевска, Ивановки, Свердловска, Стаханова, Кировска, подвергавшихся обстрелам со стороны Украины. Фестиваль стал живым разножанровым действием, объединенным музыкой Чайковского и режиссурой заслуженного работника культуры Украины профессора В. Евдокимовой. Запомнился на этом празднике музыки концерт из произведений Чайковского с участием лауреата международного конкурса оркестра народных инструментов «Фольк-мюзик», хоров, камерного оркестра «Серенада», вокалистов А. Соколовой, Р. Логвиненко, С. Тихой, пианисток Н. Громовой и К. Беличенко. Чрезвычайно насыщенными оказались программа Молодежного симфонического оркестра под управлением С. Йовсы, исполнившего Первую симфонию, фрагменты из балетов Чайковского, концерт камерной и хоровой музыки.

В рамках фестиваля прошла и научно-практическая конференция с докладами известных ученых, магистров и студентов академии «Чайковский в пространстве и времени». Кроме луганских музыковедов в научном форуме приняли участие орловские, белорусские коллеги.

— Музыкальные фестивали с музыковедческими конференциями сосуществуют в неразрывной связке. В СМИ проходила информация, что последним крупным форумом в Луганске стал фестиваль современной музыки 2016 года, посвященный 110-летнему юбилею Д. Шостаковича, с открытой республиканской научно-практической конференцией «Миры Шостаковича».

— С интересом аудитория прослушала доклады доктора философских наук, профессора, проректора по научной работе ЛГАКИ В.К. Суханцевой «Универсум Шостаковича», кандидата искусствоведения, профессора Московской консерватории им. Чайковского, заслуженного деятеля искусств России Л.Б. Бобылева «Педагогическое наследие Д. Шостаковича» и старшего преподавателя Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова К.А. Жабинского, познакомившего слушателей с содержанием своей статьи «“Чужое слово” в опере “Нос” Д. Шостаковича: размышления о бубликах». Кроме того, по просьбе доктора искусствоведения, профессора, проректора по научной работе Московской консерватории им. П.И. Чайковского К.В. Зенкина был зачитан его доклад «“Афоризмы” Д. Шостаковича: авангардный эксперимент композитора-традиционалиста», а также прозвучал доклад кандидата педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой фортепиано ЛГАКИ И.А. Ененко «Полифоническая культура: от И.С. Баха к Д. Шостаковичу».  

Участвовали в конференции и специалисты музыкальных вузов Донецка, Москвы, Ростова, Орла.

— Подобные соединения живой музыки, звучащей в концертах, и конференций, как видим, определяют основные направления работы луганцев. Музыкальное просветительство и научная деятельность.

— Уникальность ЛГАКИ им. М. Матусовского, прежде всего, в симбиозе разных творческих профессий, позволяющих реализовать оригинальные проекты. Так, обучающиеся специализации «кинотелеискусство» составляют основу студенческого коллектива интернет-телевидения, создающего просветительские программы и фильмы. В цикле бесед «Этюды о вечном», рассказывающих об известных философах, писателях и поэтах, который ведет доктор философских наук, профессор В. Суханцева, большой интерес у интернет-пользователей и телезрителей вызвали программы «А. Пушкин», «Н. Гоголь», «Л. Толстой». А в цикле «Музыкальный портал с Е. Михалёвой» среди короткометражных лент большое количество просмотров приходится на творческие портреты «М. Глинка», «А. Бородин», «М. Мусоргский», «П. Чайковский».

Гордостью факультета по праву являются его коллективы, признанные на авторитетных международных конкурсах. Где бы они ни выступали, украшением их программ является русская музыка. В частности, инструментальная: в исполнении камерного оркестра «Серенада» под управлением Н. Козловой в залах королевской Брюссельской консерватории, Венского университета музыки и исполнительского мастерства, Московского исторического музея звучала «Струнная серенада» П. Чайковского. А русская духовная музыка определила название хорового коллектива колледжа при академии «Благовест», завоевывавшего под руководством заслуженного работника культуры Украины Н. Князевой звание лауреата первой премии на международных конкурсах во Франции, Польше, Чехии, Германии. Эту традицию сегодня продолжает лауреат многих европейских международных конкурсов хор академии «Alma mater», возглавляемый Т. Кротько. Их репертуар кроме хоровых сочинений С. Танеева, Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Харютченко включает произведения П. Чеснокова, А. Архангельского, В. Ходаша. Высокопрофессиональное исполнение, оригинальные интерпретации произведений русской музыки принесли хору летом 2017 года звание лауреата I премии на конкурсе «Хрустальная часовня» в Москве.

В ряду пропагандистов русского искусства одно из ведущих мест принадлежит лауреату международных конкурсов оркестру народных инструментов «Фольк-мюзик» под руководством И. Золотарёвой. И здесь в репертуаре не только обработки русских народных песен, сочинения                       В. Гридина, В. Городовской, но и русская классическая музыка. «Размышление» П. Чайковского, «Полька» и «Чиновники» из «Гоголь-сюиты» А. Шнитке, фрагменты балета «Эскизы к закату» Л. Десятникова вызвали продолжительные аплодисменты в концерте международного фестиваля «Харьковские ассамблеи» осенью 2013 года.

Заслуживает самой высокой оценки репертуарная политика Молодежного симфонического оркестра, созданного в 2005 году. Просматривая абонементы прошедших лет, на его страницах читаешь имена пианиста народного артиста Украины, профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского (НМАУ, Киев) пианиста Ю. Кота и солистки государственного камерного оркестра «Киевские солисты», известной скрипачки М. Которович. С оркестром играли профессор Московской консерватории заслуженный артист России альтист Ю. Тканов и   народный артист Украины, профессор НМАУ баянист П. Фенюк. В его программах принимали участие известные дирижеры: заслуженная артистка Украины, дирижер государственной телерадиокомпании Украины В. Жадько и заслуженный деятель искусств Украины харьковский маэстро Ш. Палтаджан, заслуженный деятель искусств Украины, ныне дирижер Мариинского театра В. Леонов и народный артист Украины, дирижер Национального оперного театра А. Власенко. С оркестром работал музыкант-легенда, народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, член-корреспондент Академии искусств Украины Б. Которович. Постоянным дирижером коллектива является заслуженный деятель искусств Украины С. Йовса.                                  

— Что и как играет молодежный симфонический оркестр? Он тоже исполняет русскую музыку?

— Его программы покоряют добротной выучкой, но главное — это одухотворенность музицирования, нескрываемая радость сопричастности с прекрасным, желание донести его слушателям. Если вспомнить исполнение Первой симфонии «Зимние грезы» П. Чайковского, то в первой части возникала картина зимнего санного пути по необъятным просторам России, а в четвертой — торжество народного праздника. Поразила трактовка Пятой симфонии Д. Шостаковича — с обнаженным трагизмом первой части, иллюзорностью скерцо и пугающим оптимизмом финала.

В каждом абонементе оркестра — есть своя изюминка. Это юмор, озорство, гротеск сюиты из балета «Болт» Д. Шостаковича, соседствующей с «Курскими песнями» для хора с оркестром Г. Свиридова. Неоднократно звучали Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова (солистом был венский пианист П. Качнов) и Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьева, сыгранный студентом академии А. Антонюком.

— Как обстоят у вас дела с оперным искусством?

— Немалый просветительский пласт академии составляет оперная студия, созданная при содействии ректора ЛГАКИ профессора В. Л. Филиппова и организованная в 2006 году талантливым дирижером, заслуженным деятелем искусств Украины В. П. Леоновым, она стала школой оперного искусства для студентов кафедры сольного пения и хорового дирижирования. Являясь выпускником Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина (аспирантура Ю. Темирканова), имея опыт работы в Новосибирском театре оперы и балета, В. Леонов сразу поставил ее деятельность на профессиональную основу, начиная с выбора репертуара, подготовки музыкального материала и заканчивая постановочными моментами в области сценографии, костюмов, декораций.

Студия начала свою биографию с оперы «Евгений Онегин» Чайковского, где партии Татьяны, Ольги и Гремина замечательно спели Ю. Скороход, Д. Колесникова и Р. Буханцев (ныне солисты Академической Луганской филармонии). Не менее успешно прозвучали «Русалка»  А. Даргомыжского, «Алеко» С. Рахманинова, «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова. Выбор художественным советом академии «осенней сказочки» Римского-Корсакова, написанной в канун первой русской революции, не случаен и как никогда актуален в мире, наводненном злом и насилием.

Открытием для любителей музыки Луганска, событием далеко не местного значения стала премьера оперы «Монтекки и Капулетти» А. Харютченко, созданная специально для оперной студии ЛГАКИ, подобно тому, как П. Чайковский написал «Евгения Онегина» для оперной студии Московской консерватории. Эта масштабная постановка призвана убедить в бессмысленности вражды, порождающей гибель людей. Это дифирамб великой силе и бессмертию любви, гимн жизни… 

Беседовал Станислав Минаков

Фото из архива Е. Михалёвой