Ирина Золотарёва: «Выступление в Гнесинке показало, что мы в тренде, и дало веру в то, что мы все делаем правильно»

15 декабря оркестр народных инструментов Академии Матусовского «Folk music» под руководством заслуженного деятеля искусств ЛНР Ирины Золотарёвой выступил на сцене концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве на одном из самых престижных музыкальных форумов – XXXIV Международном фестивале «Баян и баянисты».

Играть на этой сцене, да ещё на таком форуме! – мечта любого музыканта, у наших студентов – исполнителей на народных инструментах она сбылась. О впечатлениях, знакомствах, атмосфере музыкального вуза с мировым именем говорим с Ириной Золотарёвой.

 

— Если честно, до сих пор не верится в то, что мы туда попали – в Российскую академию музыки имени Гнесиных, на конкурс «Баян и баянисты». Там были лучшие. Это международный фестиваль такого уровня и масштаба, что принимать в нем участие – сам по себе Гран-при! — подчеркивает Ирина Федоровна. — Художественный руководитель фестиваля – народный артист РФ, заведующий кафедрой баяна и аккордеона, профессор Фридрих Робертович Липс. Открывал фестиваль Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Зыкиной. Мы играли во второй день в одном концерте сразу после Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата», в котором солистка – лучшая аккордеонистка России Мария Власова!

— Ирина Фёдоровна, а все-таки как «Folk music» попал на фестиваль?

— В сентябре ректор нашей Академии Валерий Филиппов и ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский подписали Соглашение о сотрудничестве. И тогда обсудили возможность участия наших студентов в фестивале. В реализации задуманного нам очень помог декан факультета народных инструментов Гнесинки Александр Селиванов – человечище!

— Как подбирали программу выступления?

— Мы, конечно, учли профиль фестиваля, сделав акцент на баянный репертуар и на то, чтобы показать баян с оркестром. Концепция была такая – представить ретроспективу произведений, написанных во второй половине XX столетия для баяна с оркестром.

Репертуар показали Фридриху Липсу, и он его одобрил. В общей сложности мы подготовили полноценную концертную программу из 11 номеров – на час и десять минут.

— И что отобрали?

— Открывали концерт «Краковяком» из оперы Глинки «Иван Сусанин». Из аккомпанемента у нас был Гальяно, солист – заслуженный деятель искусств ЛНР Артём Решетов; дуэт домр «Интродукция и чардаш» Александра Цыганкова, солистки – лауреаты международных конкурсов Марина Решетова и Маргарита Грищенко; «Праздник на Молдаванке» Виктора Власова, который мы исполнили вместе с ансамблем аккордеонистов под руководством Артёма Решетова; а еще – «Фантазии на тему романса «В лунном сиянии» Виктора Маляров, соло на бандуре исполняла Ирина Демьяненко и концертная пьеса на тему русской народной песни «Выйду на улицу» Веры Городовской.

А вторая часть концерта – с Александром Селивановым. Он рассказал, что сам исполняет с оркестром. И я написала партитуры – в репертуаре «Folk music» до этого не было, например, «Концертной пьесы для баяна с оркестром» Сергея Коняева, «Русского танца» Георгия Шендерева, «Русской забубенной» Александра Тимошенко… Теперь есть! А еще – «Озорные наигрыши» и «Рассыпуха» Виктора Гридина. Последнюю, кстати, оркестр исполнил сразу с тремя солистами: Александром Селивановым, Артёмом Решетовым и Алесей Мирошниченко.

— И какой была реакция публики?

— Со второго номера буквально мы почувствовали: зал отозвался. Он реагировал на каждую удачу музыкантсткую. Был открытый, теплый. Этому залу хотелось играть! Очень доброжелательными были и зал, и отношение к нам в целом.

После концерта ко мне подходили коллеги из Ростовской консерватории, из Саратовской (к слову, среди участников фестиваля были только консерватории, и мы!), поприветствовали нас, поздравили. И говорили с нами на равных.

— Это очень приятно!

— Да! Я понимала, что нам вряд ли удастся удивить консерватории. Но моя задача была – доказать, что в Луганске, в нашем вузе есть коллективы, есть музыканты. И что мы попали на фестиваль не из-за того, что Луганск, война, политика, а потому что достойны там быть. И судя по тому, что говорили нам после концерта, мы справились.

— А что говорили?

— Хороший, крепкий коллектив! Хорошая работа! Хорошие инструментовки, хороший репертуар. Нас признали, оценили – это было приятно! Выступление на «Баяне и баянистах» мне лично дало веру, что то, что мы здесь делаем, как и чему учим, – правильно. И хоть Луганск далеко от музыкальных столиц, мы – в тренде.

— Ирина Фёдоровна, первая часть учебного года для «Folk music» оказалась очень насыщенной и успешной. Вы выступали на сцене Краснодарского государственного института культуры, на сцене легендарной Гнесинки. Что впереди? Какая новая вершина?

— 23 февраля у нас концерт на сцене Творческого центра «Красная площадь, 7». Концерт исторический, посвященный 20-летию оркестра. В 2002 году, когда его создала Светлана Васильевна Петрик, он стал одним из первых коллективов, который появился во вновь созданном вузе и много работал для того, чтобы сделать тогда еще Луганский государственный институт культуры и искусств известным.

Поэтому готовимся мы к предстоящему празднику со всей ответственностью. Хочется показать и классику, и что-то с академическим вокалом сделать, и конечно, будет народная музыка!

— Теперь знаем, чего ждать в новом году, — встречи с «Folk music»! Спасибо!

 

На фото – участники нашего оркестра народных инструментов «Folk music» сразу после выступления на Международном фестивале “Баян и баянисты” в РАМ им. Гнесиных; афиша фестиваля.