В Академии Матусовского представили монографию о творческом сознании художника и 80 метафор творчества

Автор монографии ««Творческое сознание художника: от концепции сущности к парадигме существования» — доцент кафедры рекламы и PR-технологий Академии Матусовского, кандидат психологических наук Оксана Мазаненко. Музыкант по первому образованию, практикующий психолог с 20-летним стажем и педагог, много последних лет работающая в творческом вузе.

Оксана Михайловна фактически предлагает методологию анализа творческого сознания, которую можно применять в любой сфере искусства.

— Обращение автора к философии дало ей методы, опираясь на которые, она смогла описать мир сознания: как человек чувствует, как реагирует, — подчеркнула проректор по научной работе Академии Матусовского, доктор философских наук, профессор Елена Капичина. — Предложила и обосновала новый метод эмпатической феноменологии, продемонстрировала перспективу его использования в экспликации жизненного мира творческого сознания в различных видах арт-практик.

Сама Оксана Мазаненко призналась: ей всегда были интересны люди искусства. И когда она начала работать в Академии Матусовского, попала в поток творчества. Вуз стал для нее уникальной экспериментальной площадкой.

К монографии педагог разработала также авторскую колоду метафорических ассоциативных карт «Творчество и Я».

— На них запечатлены «метафоры творчества», подслушанные и подсмотренные у студентов на репетициях, на конференциях, на выставках, — объяснила Оксана Михайловна. — Мне очень повезло найти своего художника. Создал картинки для метафорических карт доцент кафедры станковой живописи Академии Матусовского, художник Дмитрий Левченков.

Среди ассоциаций, например, огонь и свеча, водопад и отражения…

— Я хотел, чтобы они были достаточно абстрактными. Больше намеки, чем символы с конкретным смыслом, чтобы стимулировали когнитивные, творческие способности, — рассказал художник.

В колоде сейчас 80 карт – 80 метафор творчества. С их использованием Оксана Мазаненко проводит десятки психологических техник, основанных на интерпретации изображений.

— Это не гадание, ни в коем случае, это – разговор с самим собой, обращение к сознанию. Когда ты в сомнениях, ищешь ответ на вопрос – о будущем проекте, например, начинать или нет. Вытягиваешь карту и пытаешься понять, что она тебе говорит. Ведь на самом деле мы практически всегда знаем ответ, но не всегда готовы облечь его в слова. «Игра» в метафорические карты в этом смысле может помочь, — говорит Оксана Мазаненко.

Монография Оксаны Мазаненко уже можно почитать на сайте электронной библиотеки Академии