На авторитетном музыкальном сайте проекта ClassicalMusicNews.Ru вышла рецензия на оперу “Свадьба Фигаро”, представленную Оперной студией Академии Матусовского в начале апреля. Её автор – музыкальный критик Александр Матусевич. Приводим текст рецензии полностью:
Выборные шоу-баталии на Украине здорово заслонили внимание российских СМИ к непризнанным республикам на ее восточной окраине – Донецкой и Луганской.
Да и вообще: для большинства россиян эти земли – синоним войны и разрухи, своего рода мертвые зоны, наподобие того, что показано в знаменитом «Сталкере» Андрея Тарковского.
Да, безусловно, проблем в республиках хватает: однако, любой, кто не побоится приехать сюда однажды, будет не просто приятно удивлен, а практически поражен. Налаженная мирная жизнь, работающие предприятия, курсирующий общественный транспорт, свет, вода и отопление в домах, супермаркеты, полные разнообразными товарами…
Следы недавней войны, безусловно, есть, как есть и постоянное некоторое напряжение – оно неизбежно висит в воздухе: ведь бывшая линия фронта (ныне линия соприкосновения украинских вооруженных сил и военных формирований самопровозглашенных республик) совсем рядом.
Но вместе с тем – изобилие доброжелательных приятных лиц на улицах, много молодежи, детей: таков, например, Луганск – столица одной из республик, в котором течение нормальной размеренной мирной жизни буквально пленяет с первой минуты, как оказываешься здесь.
Но это еще не все. В Луганске не случайно много молодых лиц: в полную силу тут функционируют многочисленные вузы, причем, что крайне удивительно сегодня для всего постсоветского пространства, преобладает бюджетное обучение – такова политика социально ориентированного молодого государства.
Одним из ведущих вузов республики является Луганская государственная академия культуры и искусства имени Михаила Матусовского. И здесь не только активно и плодотворно учат – здесь постоянно занимаются творчеством: и специализация академии обязывает, и душа просит!
В это трудно поверить, но в ЛГАКИ есть своя полноценная оперная студия: прямо скажем, не каждый российский музыкальный вуз имеет подобную институцию в своем составе, а вот прифронтовая столица такое себе может позволить!
В Луганске нет оперного стационара – таковой, несмотря на сложную политическую постмайданную ситуацию, живет и работает в Донецке (Донбасс-опера – Донецкий академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко): он, кстати, возник когда-то именно в бывшем Ворошиловграде (ныне Луганске), но еще до Великой Отечественной войны был переведен в Сталино (сегодняшний Донецк), где для него архитектор Котовский построил роскошное здание.
Поэтому в определенной степени и по мере своих возможностей Оперная студия ЛГАКИ компенсирует это отсутствие – периодически в Луганске звучит настоящая опера!
Весенней премьерой 2019-го стала хрестоматийная «Свадьба Фигаро» Моцарта. Об этой опере почему-то сложилось представление как об опусе для студенческих постановок, возможно, причина этого – в относительной несложности вокальных партий. Но на самом деле спеть и сыграть качественно «Свадьбу Фигаро» совсем не легко: за кажущейся простотой скрываются многочисленные подводные камни стиля – с одной стороны собственно моцартовского музыкального стиля, с другой стороны, стиля театрального, поскольку комическая опера с социальным подтекстом совсем не простой орешек.
Возможно поэтому по-настоящему хороших постановок «Свадьбы Фигаро» совсем немного, и не только в России, а и по миру в целом.
От студенческой постановки, конечно, было бы неправомерно требовать слишком многого: здесь попросту неуместно решать задачу режиссерского креатива, вести постмодернистские поиски и вычитывать скрытые подтексты в либретто Лоренцо Да Понте. Необходимо добротно проиллюстрировать сюжет и в заданных, понятных юным певцам координатах, дать возможность проявить свой актерский потенциал и не растерять полученных вокальных навыков.
С этим задачами режиссура Владимира Пушного блестяще справляется. Хотя в постановке немало фронтальных поз и достаточно банальных решений, все же они обыграны и увязаны в некую единую логическую картину, позволяющую воспринимать действо на сцене не как костюмированный концерт и милые домашние радости студенческого капустника, а как вполне состоявшийся спектакль, со своим языком и стилем.
Сценография Леонида Филя и Владимира Козлова скромна, но выразительна, она уверенно оставляет историю в эпохе рококо, давая возможность публике погрузиться в прекрасное далеко и ощутить, хотя бы частично, аромат того времени (большую роль играют видеопроекции, играющие роль задника сцены).
Этим же целям служат не лишенные изящества костюмы Аревик Малхасян и Татьяны Сироты, в которых чуть заметен (у простого народца в графском имении) малороссийский колорит – похоже, граф Альмавива был не испанским грандом, а польским или венгерским магнатом.
Оркестр (в котором на подмогу академии приходят музыканты Луганской филармонии) под управлением Ирины Солёной играет с воодушевлением, не без успеха пытаясь наполнить партитуру комической оперы искрящимся, легким, живым звучанием, что ощутимо с первых звуков, с той самой хитовой увертюры, которую, без преувеличения, знает каждый.
Конечно, не все в игре оркестрантов безоблачно, но делая скидку на условия существования республики в целом и оперной студии в частности, зададимся вопросом – а всегда ли на высоте оказываются, например, духовики в знаменитых столичных оркестрах, что России, что Украины? И все прочие вопросы сразу отпадут сами собой.
Симпатично поет хор академии (хормейстеры Любовь Пилипец и Татьяна Кротько) – молодыми, свежими, бодрыми голосами, собранным звуком, музыкально и выразительно.
Солисты демонстрируют разный уровень мастерства, что, в общем-то, нормально: наряду со студентами на сцене – преподаватели, мастера своего дела. Но там, где подводит мастерство, юных выручает обаяние молодости. Впрочем, и хороший задел выученности у многих молодых певцов ощущается.
Несмотря на то, что опера идет по-русски, педагоги (вокальные консультанты Людмила Колесникова, Людмила Манасян, Светлана Семенова) явно стремились, чтобы пение было грациозным, не тяжеловесным, и многого им добиться удалось.
Раздавать оценки в вузе – удел экзаменационной комиссии, но, тем не менее, отметим, что из исполнителей главных партий особое впечатление произвели сопрано София Тихая (Сюзанна), меццо Вероника Кабанова (Керубино), баритон Валерий Мезенцев (Граф).
И еще один момент, который, безусловно, есть в этой работе – это ансамбль: певческий, выражающийся в сочетаемости и слиянии голосов, и актерский, когда железная поддержка партнера и легкая импровизация идут рука об руку. А это уже настоящий спектакль – настоящая опера!